Наш собеседник – директор Армянского центра национальных и стратегических исследований Манвел Саркисян.
Господин Саркисян, комиссар ЕС по вопросам соседства и расширения Йоханнес Хан заявил, что карабахский конфликт не имеет военного решения и нуждается в скорейшем урегулировании на основе международных норм. «Подготовка населения к миру – важный шаг на пути к урегулированию», сказал он. Как вы расцениваете эти заявления и то, что ЕС также приветствует договоренности «на ногах» Пашинян-Алиев?
Я ничего экстраординарного в этом не вижу, потому что переговоров нет, есть некие коммуникации. Пашинян внятно огласил принципы и выдвинул условие, о котором заявил и в ЕС – Армения считает, что любое решение должно исходить из интересов народов Армении, Арцаха и Азербайджана. Это приветствовала канцлер Германии Ангела Меркель и назвала смелым шагом. На сей раз Никол Пашинян заявил, что ожидал подобных заявлений и от президента Азербайджана, что стало бы основой для возобновления переговоров, но этого не случилось. Это простое условие, которое понятно всему миру. Если Азербайджан этого не делает, значит, не намерен решать конфликт на этих принципах. А значит, переговоры не имеют смысла.
Было также сказано, что Азербайджан должен вступить в переговоры с избранными руководителями Арцаха. Европа в таких условиях могла разве что сказать, что мир – это хорошо, переговоры тоже, и вымыть руки. Тем более, что они не могут оказать существенного воздействия на процесс. Воздействием может быть заявление о том, что народ Карабаха решил вопрос своего статуса и должен вступить в переговоры с Азербайджаном. Пока они не могут этого сказать.
Планируется новая встреча Пашинян-Алиев, а встреча на уровне глав МИД стран уже состоялась. В какой мере важны такие встречи?
Недавно глава МИД Армении заявил, что альтернативой переговорам является катастрофа. Он, видимо, сам не понял, что сказал. То есть, по его мнению, бесцельные переговоры – тоже ничего. Но бесцельные переговоры – это очень плохо. Спустя 20 лет они привели к Апрельской войне. Наше общество должно понять, что нельзя проводить бессмысленные переговоры. Вроде, сейчас стали серьезнее, я послушал выступление директора СНБ Армении на арцахско-иранской границе, где уже прозвучали более серьезные вещи – что мы не намерены никому ничего дарить, и наш народ должен здесь жить. Общество Армении пока еще в ужасе, его 30 лет держали в страхе, что турки нас зарежут, и все молчали.
Надо одолеть этот комплекс, выяснить, что в заявлениях, предложениях актуально, ценно, а что архаично. Нужно осмыслить нынешний мир, а не потворствовать мифу о том, что мир против нас, и все будет плохо. Надо выбираться, хотя в обществе немало людей, которые предпочли бы возврат к старому. Выводят тени прошлого в нынешние реалии, появляются давно уже забытые лица. Словно общество так и норовит вернуться в мир лжи, в котором жило 30 лет. Кто-то пытается посеять сомнения, к примеру, спрашивают, почему это президент Ирана принял армянского премьера с такой помпезностью, почему русские сказали то, и прочее. Страхи общества все эти 30 лет эксплуатировал кто только мог – и власти, и оппозиция. Из этого нужно выбираться.
Недавно состоялся митинг «ни пяди земли», хотя такого вопроса в повестке вроде нет.
Вся проблема в том, что революция многих в Армении оставила за бортом. И дело не только в ворах и олигархах, которым указали на место и сказали, что им придется подсуетиться. Дело в массе, которая годами пользовалась этой ситуацией, каждый на своем уровне. Они сейчас вне игры, и политики, и общественные деятели, и те, кто оказывает грязные услуги, и СМИ. Люди утеряли место под солнцем, и начался гадкий процесс, который можно назвать пессимистическим пророчеством. Они предрекают зло и беды. В начале 1990-х также был поток зла, сейчас он тоже есть – и со стороны участников революции, которые стали недовольствовать, и тех, кто что-то потерял. Все теперь заламывают руки, не зная, что будет. Я уже не хочу говорить с прессой, потому что они не хотят получить ответов на вопросы. Даже весьма престижный сайт не опубликовал мое интервью, потому что я не говорил то, что нужно им. Надеюсь, удастся это одолеть.
Армению приветствует весь мир, посмотрите, что происходит вокруг, что предлагают. Вместо того, чтобы заняться этим, ночью ставят свечку и просят Бога наказать, уничтожить, чтобы мы оказались правы. Недавно кто-то сказал, что умершее общество невозможно похоронить, оно разлагается и отравляет всех смрадом.
Есть мнение, что новые власти внесли ясность в позицию по Арцахской проблеме. Вы согласны с этим?
Да, это очевидно, что и стало кошмаром для разлагающегося общества. Наши враги в Азербайджане тоже в замешательстве, они тоже умерли, и некому хоронить. Четко ставятся вопросы, никто уже не шутит. Но об этом в Армении не говорят – лучше заняться Соросом. Нам действительно нужно лечиться.